Меню
Вход
Логин
Пароль
 
сохранить пароль
регистрация

Новости коммерческой недвижимости

2018-10-31 13:44:00

ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КУБАНИ: КАКИЕ СТИМУЛЫ ВКЛАДЫВАТЬ В ЭКОНОМИКУ ЮЖНОГО РЕГИОНА?

Экономика Краснодарского края в предкризисные годы переживала бурный рост и развитие. В период с 2002 по 2008 годы в Краснодарском крае реализовано более 15 крупных инвестиционных проектов, среди которых можно выделить строительство второй очереди газопровода«Голубой поток» и нефтепровода «Каспийский трубопроводный Консорциум-Р», заводов по производству овощных консервов французскими компаниями «Бондюэль» и «CECAB Group», завода по производству строительных смесей «Кубань-Кнауф», строительство фабрики «Нес
От иностранных инвесторов за последние шесть лет поступило порядка 2,8 млрд. долл.США. В 2008 году объем капвложений превысил 318 млрд. рублей с ростом 120,5%[1]. В сентябре 2008 года международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s повысило долгосрочный кредитный рейтинг Краснодарского края до уровня ВВ (стабильный). Однако, экономический кризис установил новые правила игры. Не секрет, что на фоне банковской стагнации и кризиса ликвидности наблюдается существенный спад и замедление инвестиционных вложений в экономику Краснодарского края. Достаточно сказать, что с осени2008 г. были «заморожены» такие инвестиционные проекты, как строительство курортного комплекса Costa Rusa, логистического комплекса ЗАО «Орехпром», шести торгово-развлекательных комплексов «Вега», индустриально-логистического комплекса «ProLogica Park «Тахтамукай», чтобы понять серьезность «текущего момента». Непростые времена наступили и для проектов государственно-частного партнерства. Проблемы в привлечении частных инвестиций испытывает Олимпийское строительство, инвесторы «Азов-Сити» неохотно арендуют земельные участки на территории будущей игорной зоны. Из четырех участков особой экономической зоны курортно-рекреационного типа, намеченных к реализации в Краснодарском крае, финансирование в 2009 году получит только ОЭЗ «Новая Анапа». На этом фоне действия региональных властей по предоставлению всех имеющихся в их арсенале механизмов, способствующих увеличению привлекаемых в экономику Краснодарского края инвестиций, приобретает особую роль. На сегодняшний день, основные формы государственной поддержки инвестиционной деятельности определены в законе Краснодарского края от 2 июля 2004 года № 731-КЗ «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» (далее - Закон о госстимулировании). Рассмотрим, какие инструменты симулирования инвестиционной деятельности на Кубани могут быть использованы в условиях экономического кризиса, а какие требуют видоизменения. Стимул I – налоговые выгоды Дополнительно к льготам, предусмотренным Налоговым кодексом РФ, на территории Краснодарского края освобождаются от уплаты налога на имущество (в пределах 3-х летнего срока) инвесторы в части имущества, используемого исключительно для реализации инвестиционного проекта[2]. Таким образом, общая экономия инвестора на уплате налога на имущество составит денежный эквивалент налоговой ставки 2,2 % в части имущества участвующего в инвестиционном проекте. В категорию «льготников» по налогу на имущество попадают также банки, предоставляющие кредиты инвесторам, при условии, что объем кредитов на инвестиционные цели составляют не менее 20 % от всего кредитного портфеля банка и процентная ставка по ним не превышает действующую ставку рефинансирования (на сегодня это 13 %). К сожалению, следует констатировать, что в период кризиса, отсутствия «дешевых» кредитов, подобные ограничения существенно снижают шансы участия кредитных организаций в инвестиционных проектах, так как не обеспечат банку необходимой доходности. Следует выработать новые подходы к стимулированию банковского сектора, которые могут способствовать предоставлению кредитными организациями инвестиционных заемных средств, например, законодательно установив более гибкий ценз на получение льгот по налогу на имущество. Достаточно привлекательным механизмом господдержки, сочетающим в себе элементы заемного финансирования, является инвестиционный налоговый кредит[3]. Суть инструмента в возможности изменения срока уплаты налога на прибыль организации, а также региональных налогов в части, поступающей в краевой бюджет. То есть, инвестор получает в течение определенного срока и в определенных пределах право на уменьшение своих платежей по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит (далее - ИНК) предоставляется на основании договора на срок от 1 года до 5 лет организациям, инвестиционные проекты которых одобрены Администрацией Краснодарского края, либо инвесторам, реализующим особо важный заказ по социально-экономическому развитию края, либо организациям, проводящим НИОКР или осуществляющим инновационную деятельность. ИНК выделяется в сумме, составляющей 30 % стоимости приобретенного организацией оборудования, используемого исключительно в инвестиционных целях, а также в сумме определяемой условиями договора, но не более 50 % от стоимости инвестиционного проекта и не более 50 % годовой суммы подлежащих зачислению в краевой бюджет налогов, исчисленных в текущем финансовом году. Процентная ставка за пользование ИНК выгодно отличается от сегодняшних «кризисных» банковских процентов и составляет, в зависимости от условий контракта, от 6,5 до 9,75 % годовых. Однако на практике получение ИНК заметно сдерживается, в том числе и по причине несовершенства законодательной базы, регулирующей предоставление налогового кредита. В частности, отсутствуют понятные критерии, позволяющие определить срок, на который может быть предоставлен ИНК. В Законе об ИНК не дается четкой информации о сроках и величине уплаты инвестиционного налогового кредита, а также процентов по нему. Фраза «поэтапная уплата»[4] может обозначать выплаты данного кредита и процентов в течение как длительного, так и короткого промежутка времени. Широкий спектр налоговых льгот предоставляется резидентам особых экономических зон (далее - ОЭЗ). Совокупность фискальных преимуществ резидентов ОЭЗ включает в себя, в том числе: освобождение от налогообложения на предоставленный им земельный участок на 5 лет с момента возникновения права собственности на него; освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет; установление ставки налога на прибыль в размере 13,5 % на 5 лет с момента включения налогоплательщика в реестр резидентов ОЭЗ; освобождение от уплаты транспортного налога в течение 5 лет со дня включения налогоплательщика в реестр резидентов ОЭЗ. Стимул II – бюджетное финансирование Субсидии по кредитным договорам предоставляются инвесторам, зарегистрированным на территории Краснодарского края и только по кредитам, полученным инвесторами в российских банках, направленным для реализации инвестиционных проектов, одобренных краевой администрацией[5]. Субсидии предоставляются из расчета 3/4 ставки рефинансирования, но не более 3/4 фактических затрат на уплату процентов по кредитам. Решение о предоставлении субсидий принимает Комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с возмещением части затрат юридических лиц на уплату процентов по кредитным договорам. Предоставление инвесторам субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. В краевом бюджете на 2009 год размер предусмотренных субсидий на возмещение процентов по инвестиционным кредитам составляет более 166,4 млн.руб. При этом право на получение указанных субсидий в 2009 году закреплено за организациями агропромышленного комплекса, очевидно нуждающимися в кризисное время в наибольшей поддержке. Потенциальным инвесторам, желающим частично возместить проценты по инвесткредитам следует учесть, что в рассмотрении такой заявки может быть отказано в случае недостатка бюджетных ассигнований, предусмотренных для финансирования мероприятий по субсидированию указанных затрат. Субсидии же на возмещение части затрат на уплату купонов по корпоративным облигациям выплачиваются из расчета 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату регистрации ФСФР РФ отчета о результатах выпуска ценных бумаг. При этом размер выплачиваемой субсидии не должен превышать суммы уплаченных претендентом купонов по корпоративному облигационному займу. Размер государственных гарантий, выдаваемых инвесторам, составляет до 100 % средств, фактически предоставляемых им кредиторами, и определяется конкурсной комиссией. Гарантия предоставляется только при ее обеспечении залогом ликвидного имущества стоимостью не менее 1,3 размера предоставляемой гарантии либо банковской гарантией, поручительством на сумму не менее объема гарантии. До момента предоставления гарантии стоимость залогового имущества, предоставляемого в обеспечение гарантии, должна быть подвергнута независимой оценке[6]. Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение государственных гарантий в 2009 году составляет около 4,3 млрд.руб. Стимул III – имущественные льготы Установление льготного пользования землей с понижающим коэффициент 0,5 к базовым ставкам арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности, применяется в отношении инвесторов, реализующих инвестиционные проекты, одобренные Администрацией Краснодарского края. Передача объектов недвижимости, являющихся государственной собственностью Краснодарского края, допускается на льготных условиях в безвозмездное пользование инвесторам, реализующим инновационные проекты, на срок окупаемости проекта, но не более 3-х лет. Существенные льготы по аренде земли и недвижимости предусмотрены для резидентов ОЭЗ. Так, арендная плата за земельные участки, расположенные в пределах территории ОЭЗ, составляет не более 2 % от их кадастровой стоимости в год и устанавливается с соответствующими понижающими коэффициентами. Стоимость 1 кв.м. аренды в год государственного и (или) муниципального недвижимого имущества, находящегося на земельных участках в пределах территории ОЭЗ, устанавливается на основании независимой оценки с понижающим коэффициентом, влияющим на величину арендной платы - 0,5. Резюме Анализ инвестиционного законодательства Краснодарского края позволяет прийти к следующим выводам: 1. Необходимо более эффективно задействовать инструменты стимулирования связанные с предоставлением инвесторам налоговых льгот. Поскольку этот механизм связан со скрытым финансированием инвесторов, он не потребует выделения из краевого бюджета дополнительных средств. 2. В период отсутствия дешевых кредитов, приоритетную роль среди мер господдержки приобретает инвестиционный налоговый кредит. Для инвестора ИНК позволяет существенно снизить налоговое бремя и, одновременно, решить проблему получения кредита со ставкой до 9,75 % годовых. 3. Видоизменению подлежат механизмы привлечения банков к участию в инвестиционных проектах. В частности, целесообразно законодательно установить более гибкий ценз на получение кредитными организациями льгот по налогу на имущество, что в свою очередь может способствовать увеличению доли предоставляемых инвесторам «дешевых» кредитов. 4. Привлечение инвестиций в стагнирующую строительную отрасль безусловно потребует включения дополнительных субсидий в краевой бюджет на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. В целом же, переформатирование существующих инструментов господдержки в условиях кризиса станет важным условием потепления инвестиционного климата на Кубани. Источник: Журнал "Рынок ценных бумаг"