Как продать готовый бизнес
Если собственник принял решение продать бизнес, то продажа может быть осуществлена через нижеследующие шаги. Описанная процедура продажи представлена для краткости в упрощенном виде.
1. Выяснить сильные и слабые стороны бизнеса
Собственники не свегда имеют чёткое представление о том, в каком состоянии пребывает и как развивается их бизнес. Некоторые собственники не участвуют в оперативном и стратегическом управлении бизнесом, перекладывая полностью эту функцию на директора компании или команду управленцев. Таких собственников больше интересует прибыль, которую приносит бизнес, а не реальное состояние дел в принадлежащей их компании. Поэтому при принятии решения о продаже имеет смысл выяснить сильные и слабые стороны бизнеса. Это можно сделать по-разному. При продаже небольших компаний достаточно провести аудит состояния дел, используя собственные ресурсы. При продаже крупного бизнеса внутреннего аудита может быть недостаточно, поэтому для этого привлекают сторонние аудиторские компании.
2. Выяснить перспективу существования и возможного развития бизнеса
При проведении аудита работы бизнеса становится понятно, как развивается компания, и в каких рыночных условиях ей приходится осуществлять деятельность. Со временем уровень конкуренции в нишах, в которых работает компания, может возрастать, что приводить к изменению экономического состояния. Если компании удается сохранять свою долю рынка и прибыль не уменьшается в условиях возрастающей конкуренции в течение длительного промежутка времени, то можно говорить о стабильном финансовом состоянии компании. Если доходы бизнеса устойчиво уменьшаются, то нужно предпринимать усилия для их наращивания, либо принимать решение о смене специализации или уходе в смежную нишу. Удачная переориентация деятельности может привести к росту доходов, что положительно влияет на стоимость компании.
3. Выяснить текущие рыночные условия для продажи
Экономическая ситуация на рынке переменчива. Бизнес, который раньше приносил стабильный и значительный доход, при смене внешних экономических условий может уйти в убыток. Если внешние неблагоприятные условия носят краткосрочный характер, то имеет смысл повременить с продажей.
4. Привести в порядок документацию
Потенциальных покупателей всегда интересуют не только правоустанавливающие документы на объекты, принадлежащие бизнесу, но и состояние ведения бухгалтерского отчетности и внутренней документации, регламентирующей деятельность организации. Любые отклонения от нормы могут повлиять на стоимость бизнеса, поскольку создают риски для существования и стабильной работы бизнеса. Правильно оформленная документация, прозрачность бухгалтерской и финансовой отчетности повышают стоимость бизнеса.
5. Провести оценку стоимости
Оценить стоимость бизнеса можно при помощи специализированных оценочных компаний. В некоторых случаях собственник может оценить стоимость самостоятельно, опираясь на стоимость аналогичных компаний на рынке или на годовую прибыль, которую приносит бизнес.
6. Реклама
Для продажи бизнеса можно использовать разнообразные рекламные источники: специализированные агентства, личные знакомства, интернет-сайты, печатные периодические издания и др.
7. Проведение переговоров с потенциальными покупателями
Чем крупнее бизнес и ниже его доходность, тем труднее его продать. Потенциальные покупатели не всегда готовы произвести оплату полностью и сразу. Поэтому продаже бизнеса может предшествовать большое количество переговоров с потенциальными покупателями. В некоторых случаях продать бизнес можно частями различным покупателям.
8. Выбор покупателя и проработка условий продажи
Если в итоге переговоров удалось найти приемлемые для собственника варианты продажи, то необходимо произвести финальные переговоры с покупателями и проговорить детально все условия продажи. В итоге таких переговоров могут возникнуть условия, неприемлемые для осуществления сделки. Между первичными переговорами и финальными может пройти достаточно много времени, в течение которого могут измениться цены или внешние обстоятельства.
9. Заключение договора продажи
Для подготовки и заключения договора, особенно при крупных суммах, важно привлечь опытных юристов, специализирующихся на подобных сделках. В договоре важно прописать всевозможные условия продажи. Оплата может быть растянута во времени, и рыночные условия могут измениться. Если в договоре упущены возможные варианты развития событий, то это может привести к финансовым потерям, как для покупателя, так и продавца.