Меню
Вход
Логин
Пароль
 
сохранить пароль
регистрация

Сколько стоит компания по сравнению с ее конкурентами на рынке

Татьяна Панфилова
Заместитель начальника отдела оценки ЗАО ИФК «СОЛИД»
ФИНАНСОВЫЙ ДИРЕКТОР
№10 (109) Октябрь 2011

Цели: примерно оценить стоимость бизнеса и получить возможность отслеживать ее в динамике.
Как действовать: воспользоваться сравнительным методом, подобрать несколько публичных компаний из той же отрасли и с сопоставимым масштабом деятельности, сравнить их финансовые результаты с результатами предприятия и через цепочку корректировок вычислить его цену.

Если информация о стоимости бизнеса нужна для внутренних целей, например, чтобы оперативно ответить на вопрос собственника, не обязательно обращаться к профессиональным оценщикам. Ведь необходимости в точных до рубля расчетах нет. Любой финансовый директор может оценить ее собственными силами, используя сравнительный метод и взяв за ориентир реальные рыночные цены на сходные предприятия. Пусть получившаяся сумма будет приблизительной, это вовсе не помешает топ-менеджменту и акционерам принимать на ее основе управленческие решения.

Рассмотрим порядок оценки стоимости бизнеса с помощью сравнительного метода на примере условной российской компании Marine. Допустим, это транспортное предприятие специализируется на речных и морских перевозках. Его выручка за последний отчетный год - 42 млн долларов, а собственный капитал на конец года -73 млн долларов.

Подобрать аналоги

Лучше всего в качестве аналогов рассматривать публичный бизнес. Его финансовую отчетность можно найти в открытых источниках. А требования к выборке будут такими:

единая отрасль. Если компании занимаются разными видами деятельности, сравнительный подход не применим;

одинаковый масштаб бизнеса. Иначе говоря, сопоставимые финансовые показатели (капитализация, объем продаж, собственный капитал, рентабельность, величина активов). Если они отличаются друг от друга, то их необходимо скорректировать;

схожая география бизнеса. Все объекты действуют на развитом или на развивающемся рынке;

место компании в структуре холдинга. Если одна компания -центр прибыли, а другая - затрат, их данные сравнивать нельзя.

Если удается найти предприятие, полностью сопоставимое по всем показателям, то этого для оценки было бы достаточно. Но обычно такого не встречается, поэтому лучше брать три-четыре компании-аналога.

Предположим, что для компании Marine нашлось четыре предприятия-аналога, которые также действуют на российском рынке и относятся к отрасли «морские и речные перевозки»: ОАО «Меркурий», ОАО «Галеон», ОАО «Штандарт» и ОАО «Нептун». Идем дальше.

Еще по теме

Финансовую отчетность публичных компаний можно найти на их корпоративных сайтах. Также полезными в поиске данных о предприятиях-аналогах могут оказаться:

cbonds.info (эмитенты долговых ценных бумаг в России, Украине, Казахстане и других странах СНГ);

skrin.ru (база данных по российским компаниям, объединяющая информацию из ФСФР,ДКК, Росстата);

spark-interfax.ru (статистическая и финансовая отчетность юрлиц, зарегистрированных на территории России, Украины и Казахстана).

Определиться с оценочным мультипликатором

Сравнительный метод оценки бизнеса основан на использовании в расчетах оценочных мультипликаторов. Эти коэффициенты представляют собой отношение рыночной стоимости компании к показателю, характеризующему ее финансовый результат. Среди таких мультипликаторов - стоимость компании к выручке (Enterprise value/Sales, EV/Sales), стоимость к EBITDA (EV/EBITDA), стоимость к сумме основных средств (EV/Net fixed assets) и пр. Выбор мультипликатора зависит от конкретной ситуации. Для Marine подойдет «Стоимость компании/Выручка» (далее - «Стоимость/Выручка»). Почему? Все дело в качестве отчетности. Выручка считается более «чистым» показателем, например, в отличие от EBITDA. Ведь не секрет, что во многих компаниях манипулируют прибылью. И еще один немаловажный фактор - в морских и речных перевозках бизнес зачастую убыточен. Сравнивать убытки смысла нет, да и затруднительно.

Рассчитаем выбранный мультипликатор «Стоимость компании/ Выручка» для каждой из четырех компаний-аналогов (см. табл. 1).

Таблица 1. Расчет оценочного мультипликатора «Стоимость/Выручка» для предприятий-аналогов

Компания Рыночная капитализация, млн долл. Чистый долг, млн долл. Стоимость компании, млн долл. (гр.2 + гр.з) Выручка, млн долл. Мультипликатор «стоимость/выручка» (гр.4 : гр.5)
1 2 з 4 5 6
ОАО«Меркурий» 75 75 38 1,97
ОАО«Галеон» 3000 130 3130 4500 0,70
ОАО «Штандарт» 11000 11000 25000 0,44
ОАО «Нептун» 90 90 55 1,64

Формула простая:

Мультипликатор «Стоимость/Выручка» = (Рыночная капитализация + Чистый долг) : Выручка от реализации

где рыночная капитализация - рыночная стоимость всех выпущенных в обращение акций компании, ден. ед.;

чистый долг - сумма краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов за минусом денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, ден. ед.

Как видно из таблицы 1, компании существенно различаются по сумме капитализации. Поэтому их мультипликаторы нужно привести к сопоставимому виду, а лишь затем перейти к оценке стоимости бизнеса Marine.

Внести поправки

Для корректировки мультипликаторов «Стоимость/Выручка» воспользуемся коэффициентами для компаний с разным уровнем капитализации. Например, такую информацию публикует на своем сайте Асват Дамодаран, признанный специалист в области инвестиционной оценки. Рассчитанные им универсальные мультипликаторы (размещены по адресу http://people.sten.nyu.edu/adamodar) могут применяться для оценки компаний вне зависимости от отрасли и расположения. Формула для корректировки исходных мультипликаторов такова:

Скорректированный мультипликатор компании-аналога = Исходный мультипликатор компании-аналога/Мультипликатор объекта оценки * Универсальный мультипликатор.

В этой формуле мультипликатор Marine - условная величина. Так как бизнес непубличный, вместо рыночной капитализации берется ее собственный капитал - 73 млн долларов, что по Дамодарану соответствует диапазону 40-100 млн долларов и коэффициенту 0,41. Рыночная капитализация ОАО «Меркурий» (75 млн долл.) находится в тех же пределах, и его универсальный мультипликатор - 0,41, а скорректированный - 1,97 (1,97 : 0,41 / 0,41). Аналогичным образом корректируются коэффициенты для других компаний (см. табл. 2).

Таблица 2. Корректировка мультипликаторов

Компания Рыночная капитализация, млн долл. Диапазон значений рыночной капитализации, млн долл. Мультипликатор «стоимость /выручка»
исходный Универсальный Скорректированный (гр.4 : 0,41 х гр.5)
1 2 3 4 5 6
ОАО «Меркурий» 75 40-100 1,97 0,41 1,97
ОАО «Галеон» 3000 2500-10000 0,70 1,64 2,80
ОАО «Штандарт» 11000 >10000 0,44 1,93 2,07
ОАО «Нептун» 90 40-100 1,64 0,41 1,64

Рассчитать рыночную стоимость

Для определения рыночной стоимости Marine нужно всего одно значение из скорректированных мультипликаторов компаний-аналогов - медиана. Отсортируем данные от большего к меньшему. Если их четное число, медиана находится посередине. Нечетное - считается как среднее арифметическое из двух серединных значений. В примере медиана равна 2,02 ((1,97 + 2,07):2). Стоимость компании определяется так:

Рыночная стоимость компании = Итоговый мультипликатор «Стоимость/Выручка» X Выручка от реализации компании - Чистый долг компании.

Из бухгалтерского баланса 000 «Marine» за 2010 год: долгосрочные кредиты и займы - 10 млн долларов, краткосрочные финансовые вложения - 0,35 млн долларов, денежные средства - 0,52 млн долларов. Рассчитываем стоимость компании и корректируем ее на долгосрочные финансовые вложения (1 млн долл.) и незавершенное строительство (0,55 млн долл.). Их нужно прибавить к полученному результату, чтобы учесть активы, которые не генерируют выручку по основной деятельности. Отсюда рыночная стоимость компании равна 77,26 млн долл. (42 млн долл. х 2,02 - 10 млн долл. + + 0,35 млн долл. + 0,52 млн долл. + +1 млн долл. + 0,55 млн долл.).