Сколько стоит компания по сравнению с ее конкурентами на рынке
Татьяна Панфилова
Заместитель начальника отдела оценки ЗАО ИФК «СОЛИД»
ФИНАНСОВЫЙ ДИРЕКТОР
№10 (109) Октябрь 2011
Как действовать: воспользоваться сравнительным методом, подобрать несколько публичных компаний из той же отрасли и с сопоставимым масштабом деятельности, сравнить их финансовые результаты с результатами предприятия и через цепочку корректировок вычислить его цену.
Если информация о стоимости бизнеса нужна для внутренних целей, например, чтобы оперативно ответить на вопрос собственника, не обязательно обращаться к профессиональным оценщикам. Ведь необходимости в точных до рубля расчетах нет. Любой финансовый директор может оценить ее собственными силами, используя сравнительный метод и взяв за ориентир реальные рыночные цены на сходные предприятия. Пусть получившаяся сумма будет приблизительной, это вовсе не помешает топ-менеджменту и акционерам принимать на ее основе управленческие решения.
Рассмотрим порядок оценки стоимости бизнеса с помощью сравнительного метода на примере условной российской компании Marine. Допустим, это транспортное предприятие специализируется на речных и морских перевозках. Его выручка за последний отчетный год - 42 млн долларов, а собственный капитал на конец года -73 млн долларов.
Подобрать аналоги
Лучше всего в качестве аналогов рассматривать публичный бизнес. Его финансовую отчетность можно найти в открытых источниках. А требования к выборке будут такими:
единая отрасль. Если компании занимаются разными видами деятельности, сравнительный подход не применим;
одинаковый масштаб бизнеса. Иначе говоря, сопоставимые финансовые показатели (капитализация, объем продаж, собственный капитал, рентабельность, величина активов). Если они отличаются друг от друга, то их необходимо скорректировать;
схожая география бизнеса. Все объекты действуют на развитом или на развивающемся рынке;
место компании в структуре холдинга. Если одна компания -центр прибыли, а другая - затрат, их данные сравнивать нельзя.
Если удается найти предприятие, полностью сопоставимое по всем показателям, то этого для оценки было бы достаточно. Но обычно такого не встречается, поэтому лучше брать три-четыре компании-аналога.
Предположим, что для компании Marine нашлось четыре предприятия-аналога, которые также действуют на российском рынке и относятся к отрасли «морские и речные перевозки»: ОАО «Меркурий», ОАО «Галеон», ОАО «Штандарт» и ОАО «Нептун». Идем дальше.
Еще по теме
Финансовую отчетность публичных компаний можно найти на их корпоративных сайтах. Также полезными в поиске данных о предприятиях-аналогах могут оказаться:
cbonds.info (эмитенты долговых ценных бумаг в России, Украине, Казахстане и других странах СНГ);
skrin.ru (база данных по российским компаниям, объединяющая информацию из ФСФР,ДКК, Росстата);
spark-interfax.ru (статистическая и финансовая отчетность юрлиц, зарегистрированных на территории России, Украины и Казахстана).
Определиться с оценочным мультипликатором
Сравнительный метод оценки бизнеса основан на использовании в расчетах оценочных мультипликаторов. Эти коэффициенты представляют собой отношение рыночной стоимости компании к показателю, характеризующему ее финансовый результат. Среди таких мультипликаторов - стоимость компании к выручке (Enterprise value/Sales, EV/Sales), стоимость к EBITDA (EV/EBITDA), стоимость к сумме основных средств (EV/Net fixed assets) и пр. Выбор мультипликатора зависит от конкретной ситуации. Для Marine подойдет «Стоимость компании/Выручка» (далее - «Стоимость/Выручка»). Почему? Все дело в качестве отчетности. Выручка считается более «чистым» показателем, например, в отличие от EBITDA. Ведь не секрет, что во многих компаниях манипулируют прибылью. И еще один немаловажный фактор - в морских и речных перевозках бизнес зачастую убыточен. Сравнивать убытки смысла нет, да и затруднительно.
Рассчитаем выбранный мультипликатор «Стоимость компании/ Выручка» для каждой из четырех компаний-аналогов (см. табл. 1).
Таблица 1. Расчет оценочного мультипликатора «Стоимость/Выручка» для предприятий-аналогов
Компания | Рыночная капитализация, млн долл. | Чистый долг, млн долл. | Стоимость компании, млн долл. (гр.2 + гр.з) | Выручка, млн долл. | Мультипликатор «стоимость/выручка» (гр.4 : гр.5) |
1 | 2 | з | 4 | 5 | 6 |
ОАО«Меркурий» | 75 | 75 | 38 | 1,97 | |
ОАО«Галеон» | 3000 | 130 | 3130 | 4500 | 0,70 |
ОАО «Штандарт» | 11000 | 11000 | 25000 | 0,44 | |
ОАО «Нептун» | 90 | 90 | 55 | 1,64 |
Формула простая:
Мультипликатор «Стоимость/Выручка» = (Рыночная капитализация + Чистый долг) : Выручка от реализации
где рыночная капитализация - рыночная стоимость всех выпущенных в обращение акций компании, ден. ед.;
чистый долг - сумма краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов за минусом денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, ден. ед.
Как видно из таблицы 1, компании существенно различаются по сумме капитализации. Поэтому их мультипликаторы нужно привести к сопоставимому виду, а лишь затем перейти к оценке стоимости бизнеса Marine.
Внести поправки
Для корректировки мультипликаторов «Стоимость/Выручка» воспользуемся коэффициентами для компаний с разным уровнем капитализации. Например, такую информацию публикует на своем сайте Асват Дамодаран, признанный специалист в области инвестиционной оценки. Рассчитанные им универсальные мультипликаторы (размещены по адресу http://people.sten.nyu.edu/adamodar) могут применяться для оценки компаний вне зависимости от отрасли и расположения. Формула для корректировки исходных мультипликаторов такова:
Скорректированный мультипликатор компании-аналога = Исходный мультипликатор компании-аналога/Мультипликатор объекта оценки * Универсальный мультипликатор.
В этой формуле мультипликатор Marine - условная величина. Так как бизнес непубличный, вместо рыночной капитализации берется ее собственный капитал - 73 млн долларов, что по Дамодарану соответствует диапазону 40-100 млн долларов и коэффициенту 0,41. Рыночная капитализация ОАО «Меркурий» (75 млн долл.) находится в тех же пределах, и его универсальный мультипликатор - 0,41, а скорректированный - 1,97 (1,97 : 0,41 / 0,41). Аналогичным образом корректируются коэффициенты для других компаний (см. табл. 2).
Таблица 2. Корректировка мультипликаторов
Компания | Рыночная капитализация, млн долл. | Диапазон значений рыночной капитализации, млн долл. | Мультипликатор «стоимость /выручка» | ||
исходный | Универсальный | Скорректированный (гр.4 : 0,41 х гр.5) | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ОАО «Меркурий» | 75 | 40-100 | 1,97 | 0,41 | 1,97 |
ОАО «Галеон» | 3000 | 2500-10000 | 0,70 | 1,64 | 2,80 |
ОАО «Штандарт» | 11000 | >10000 | 0,44 | 1,93 | 2,07 |
ОАО «Нептун» | 90 | 40-100 | 1,64 | 0,41 | 1,64 |
Рассчитать рыночную стоимость
Для определения рыночной стоимости Marine нужно всего одно значение из скорректированных мультипликаторов компаний-аналогов - медиана. Отсортируем данные от большего к меньшему. Если их четное число, медиана находится посередине. Нечетное - считается как среднее арифметическое из двух серединных значений. В примере медиана равна 2,02 ((1,97 + 2,07):2). Стоимость компании определяется так:
Рыночная стоимость компании = Итоговый мультипликатор «Стоимость/Выручка» X Выручка от реализации компании - Чистый долг компании.
Из бухгалтерского баланса 000 «Marine» за 2010 год: долгосрочные кредиты и займы - 10 млн долларов, краткосрочные финансовые вложения - 0,35 млн долларов, денежные средства - 0,52 млн долларов. Рассчитываем стоимость компании и корректируем ее на долгосрочные финансовые вложения (1 млн долл.) и незавершенное строительство (0,55 млн долл.). Их нужно прибавить к полученному результату, чтобы учесть активы, которые не генерируют выручку по основной деятельности. Отсюда рыночная стоимость компании равна 77,26 млн долл. (42 млн долл. х 2,02 - 10 млн долл. + + 0,35 млн долл. + 0,52 млн долл. + +1 млн долл. + 0,55 млн долл.).