Меню
Вход
Логин
Пароль
 
сохранить пароль
регистрация

Что дает оценка бизнеса по методике Баффетта

Дмитрий Осинцев
Коммерческий директор Национальной факторинговой компании
ФИНАНСОВЫЙ ДИРЕКТОР
№11 (ПО) Ноябрь 2011

Цели: определить степень привлекательности бизнеса для долгосрочных инвестиций, оценить эффективность менеджмента с позиции собственника.
Как действовать: рассчитать доход владельца, проанализировать составляющие показателя, определить внутреннюю стоимость компании.

К этой методике я пришел, будучи генеральным директором крупной торгово-производственной компании. При подведении итогов и оценке планов на будущее хотелось видеть ключевые бизнес-показатели на одном листе. Именно поэтому появилась упрощенная форма отчета о доходах и расходах и баланс с расчетом показателей оборачиваемости, собственного капитала и т.д. После того как я узнал о методике Уоррена Баффетта, стал регулярно отслеживать показатель «доход владельца», что привело к более осторожному отношению к банковским кредитам как источнику финансирования роста. Затем к нашей компании проявил интерес один из фондов прямых инвестиций, и после общения с управляющими мы начали оценивать и планировать внутреннюю стоимость как один из ключевых индикаторов для акционеров. Впервые этот термин ввел Уоррен Баффетт - культовая фигура в области финансов и автор знаменитого эссе об инвестициях. По сути, внутренняя стоимость - это стоимость денежных средств, которую собственник может извлечь в будущем, реальный экономический потенциал компании.

Ставя цели перед менеджментом, владелец бизнеса не всегда четко их формулирует. Обычно его установки сводятся к следующим категориям: прибыль, рост выручки, стоимость компании. Это взаимосвязанные показатели. Собственник полагает, что менеджмент относится к ним так же, как и он. Владельцу, например, очевидно, что достижение целевых значений по прибыли и продажам иногда отрицательно сказывается на имеющей долгосрочный характер стоимости бизнеса. У наемного менеджера логика может быть иной, ведь его личные доходы зачастую зависят как раз от первых двух показателей.

С точки зрения Уоррена Баффетта важен не столько рост бизнеса или прибыли, сколько способность менеджмента поддерживать основные средства компании в конкурентоспособном состоянии, не истончая в долгосрочном периоде наличный поток доходов. Например, если компания показывает хорошую динамику прибыли, но для поддержания конкурентоспособности объемы инвестиций в основные средства существенно превышают размеры амортизации, - это негативный фактор. То же самое, если компания из года в год наращивает дебиторскую задолженность и запасы на складах, снижая их оборачиваемость. Это приводит к необходимости привлекать дополнительные заемные средства и в долгосрочной перспективе грозит увести дисконтированный денежный поток в отрицательную зону.

Анализ эффективности менеджмента

Для примера рассмотрим две условные компании «Альфа» и «Бета», работающие в течение трех лет в одной отрасли (пусть это будут торгово-производственные предприятия), в одних и тех же внешних условиях и имеющие на старте одинаковые показатели. Попробуем сравнить эти организации на основе традиционных показателей: прибыль, выручка и рентабельность продаж (см. табл. 1).

Таблица 1. Отчет о доходах и расходах (извлечение)

Показатель Компания «альфа» Компания «бета»
2008 2009 2010 ИТОГО 2008 2009 2010 ИТОГО
1 Прирост выручки, % 19,90 7,40 10,51 42,30 33,00 7,95 11,56 60,17
2 Выручка, млн руб. 493,50 530,02 585,70 1609,22 547,61 591,12 659,46 1798,19
3 Переменные расходы, млн руб. 338,49 364,40 408,42 1111,31 378,23 410,26 465,73 1254,22
4 Маржинальный доход, млн руб. (стр. 2 -стр.3) 155,01 165,62 177,28 497,91 169,38 180,85 193,73 543,97
5 Постоянные расходы, млн руб. 126,00 135,00 153,00 414,00 140,81 150,90 170,57 462,28
6 Амортизация, млн руб. 3,87 4,42 4,70 12,99 3,87 4,42 4,70 12,99
7 Проценты по кредитам, млн руб. 0,86 1,71 1,29 3,86 0,33 0,87 0,38 1,57
8 Прибыль, млн руб.(стр.4-стр. 5-стр.6-стр. 7) 24,28 24,49 18,30 67,06 24,38 24,67 18,09 67,14
9 Налог на прибыль, млн руб. 4,85 4,90 3,66 13,41 4,88 4,93 3,62 13,43
10 Чистая прибыль, млн руб. (стр. 8-стр. 9) 19,42 19,59 14,64 53,65 19,51 19,73 14,47 53,71
11 Рентабельность продаж, млн руб. (стр. 10: стр. 2) 3,94! 3,70 2,50 3,33 3,56 3,34 2,19 2,99

Компания «Альфа» заработала за три года 53,65 млн рублей чистой прибыли, а «Бета» - 53,71 млн. Оба предприятия серьезно страдают от низкой рентабельности продаж: у «Альфы» она равна 3,33 процента, у «Беты»-2,99 процента. И на первый взгляд, компании как были «близнецами» в начале периода, так ими и остались по истечении трех лет. Но только не с точки зрения дохода владельца. В отличие от прибыли этот показатель не носит виртуального характера, то есть собственник может вывести этот доход в виде дивидендов, вложить в другое предприятие или реинвестировать (например, погасив кредиторскую задолженность и кредиты). Расчет по формуле:

Доход владельца = Чистая прибыль + Амортизация - изменение Дебиторской задолженности,Товарных запасов,Основных средств и Нематериальных активов.

Его можно рассчитывать ежегодно, но для оценки эффективности менеджмента и инвестиционной привлекательности компании обычно берутся показатели за три-семь лет. В нашем примере используются данные управленческой отчетности за 2008, 2009 и 2010 годы. Рассчитаем доход владельца для компании «Альфа». Возьмем итоговые значения из отчета о доходах и расходах за три года (табл. 1) и баланса компании на начало и конец трехлетнего периода (табл. 2). Чистая прибыль за три года составила 53,65 млн рублей, амортизация - 12,99 млн рублей, прирост дебиторской задолженности - 45,2 млн рублей (85,8 млн - 40,6 млн), товарных запасов -52,1 млн рублей (130,0 млн - 77,9 млн), основных средств и нематериальных активов -12,6 млн рублей (47,8 млн - 35,2 млн). Таким образом, доход владельца компании «Альфа» за 2008-2010 годы отрицателен, составляет -43,26 млн рублей (53,65 млн + 12,99 млн - 45,20 млн - 52,1 млн - 12,6 млн). А теперь аналогичным образом рассчитаем тот же показатель для компании «Бета». Он равен 9,47 млн рублей.

Таблица 2. Баланс (извлечение) и доход владельца, млн руб.

Показатели Компания «альфа» Компания «бета»
Начало периода Конец 2008 года Конец 2009 года 1 конец 2010 года Конец периода Начало периода Конец 2008 года Конец 2009 года Конец 2010 года Конец периода
1 Остаток на расчетных счетах и в кассе 2,00 8,20 5,26 1,35 1,35 2,00 10,90 2,70 3,84 3,84
2 Дебиторская задолженность 40,60 55,80 73,80 85,80 85,80 40,60 30,69 33,95 24,02 24,02
3 Товарные запасы 77,90 81,87 142,42 130,00 130,00 77,90 86,78 152,39 139,10 139,10
4 Основные средства и нематериальные активы 35,20 41,85 44,82 47,80 47,80 35,20 41,85 44,82 47,80 47,80
5 Кредиторская задолженность 16,90 29,30 49,30 49,30 49,30 16,90 16,75 32,56 31,94 31,94
6 Кредиты полученные 10,00 10,20 49,20 33,20 33,20 10,00 5,18 33,26 0,31 0,31
7 Изменение дебиторской задолженности,
товарных запасов, основных средств и нематериальные активы за период 1 25,82 81,53 2,56 109,90 - 5,62 71,84 -20,24 57,22
8 Доход владельца за весь период ! -2,53 -57,51 16,78 -43,26 - 17,76 -47,69 39,40 9,47

Доход владельца за три года в «Альфе» - отрицательный, а в «Бете» - положительный. Основной вывод состоит в том, что первая компания полностью «проедает» свою прибыль на нужды дополнительного роста и ничего не зарабатывает для владельца. Более того, ее рост потребовал в этот период инвестиций в оборотный капитал и основные средства более 100 млн рублей, а это существенно больше, чем размер ее прибыли.

Детальный анализ показателей дает собственнику или потенциальному инвестору много информации о состоянии дел в компаниях, но она будет полезной лишь при условии, что соблюдаются два ключевых правила Уоррена Баффетта: вы понимаете отрасль и понимаете действия менеджмента. В нашем примере можно обратить внимание на следующие интересные моменты (разумеется, при интерпретации результатов мы используем дополнительную информацию).

Во-первых, «Бета» по сравнению с «Альфой» существенно улучшила оборачиваемость дебиторской задолженности. Об этом можно судить по динамике выручки и снижению дебиторской задолженности. Но из-за дополнительных расходов, необходимых для сокращения дебиторской задолженности (предположим, что для управления ею менеджмент «Беты» привлекал специализированные компании), имеет меньшую маржинальность.

Во-вторых, средства, высвобожденные в результате более эффективного управления дебиторской задолженностью, «Бета» пустила на дополнительное стимулирование сбыта и закупку дополнительных товаров, что и привело к росту выручки. Кроме того, эти средства помогли существенно снизить размер кредиторской задолженности и суммы кредитов по сравнению с «Альфой». Сокращение долга перед поставщиками и ускорение расчетов, в свою очередь, могло принести «Бете» дополнительные выгоды, например, в виде скидок за более раннюю оплату заказов.

В-третьих, прирост основных средств и нематериальных активов в обеих компаниях одинаков (47,8 млн руб. - 35,2 млн руб.) и сопоставим с величиной амортизации (12,98 млн руб.). С точки зрения экономики управление инвестициями сбалансировано. Но и не стоит ожидать от компаний технологических прорывов: в отчетные годы не было революционных инвестиций.

Представление об экономическом потенциале

Теперь показатель «доход владельца» задействуем в расчете внутренней стоимости компании. На этом этапе нужно трансформировать фактический (рассчитанный по отчетности) показатель дохода владельца в прогнозный. Универсального метода нет, все строится на экспертной оценке. Можно взять среднее арифметическое значение за пять-семь лет. Можно увеличить его на коэффициент ожидаемого среднегодового прироста бизнеса. Или скорректировать на прогноз по инфляции. При этом необходимо понимать, каковы будут в дальнейшем действия менеджмента. Например, компания инвестирует в модернизацию оборудования, что приводит к низким показателям дохода владельца в отчетных периодах, но известно о долгосрочном характере этих вложений и есть их обоснование, позволяющее ожидать кардинальной оптимизации затрат и роста выручки. В этом случае можно скорректировать доход владельца на коэффициент будущего прироста.

В нашем случае никаких революционных действий со стороны менеджмента не ожидается. Для дальнейших вычислений возьмем среднее арифметическое значение дохода владельца за три года и будем считать его прогнозным. У «Альфы» оно равно -14,42 млн рублей в год (-43,26 млн руб. / 3 г.), у «Беты» - 3,16 млн рублей в год. Теперь можно рассчитать внутреннюю стоимость. Для этого применим несложную формулу:

Внутренняя стоимость компании = Прогноз дохода владельца : Средняя ставка на рынке капитала.

На практике можно несколько усложнить расчет, используя классический метод дисконтирования денежных потоков, где доход владельца используется как величина этого потока.

В качестве средней ставки на рынке капитала можно взять, например, ставку по кредитам. Предположим, 8 процентов годовых. Тогда внутренняя стоимость «Альфы» будет равна -180,25 млн рублей (-14,42 млн руб. : 8%). Аналогичный показатель «Беты» -3!),50 млн рублей (3,16 млн руб.: 8%).

Эти цифры приводят к обескураживающим результатам: компания «Бета» при сопоставимых показателях прибыли дороже «Альфы» приблизительно на 220 млн рублей. Что касается отрицательной внутренней стоимости «Альфы», то она говорит о том, что владелец должен регулярно оплачивать существование бизнеса: ему приходится «вливать» все новые и новые деньги в оборот.

В практике гораздо чаще встречается понятие рыночной стоимости, поскольку цели покупки-продажи бизнеса зачастую превалируют над целями долгосрочного владения. Рыночная стоимость может быть как больше, так и меньше внутренней, ведь если первая отражает соотношение спроса и предложения, то вторая говорит об экономическом потенциале компании, ее ценности для владельца. Уоррен Баффетт мастерски оперирует и рыночной, и внутренней стоимостью предприятия и немедленно принимает решение о покупке бизнеса «навсегда» (именно так он определяет свой инвестиционный горизонт), если вторая величина существенно превышает первую. Следуя этой логике, можно принимать и обратное решение - вовремя продавать бизнес, который в перспективе будет обременять владельца.

Но подойдя к вопросу включения новых показателей в систему управленческой отчетности формально, вы рискуете «не заметить за деревьями леса». Доход владельца и внутренняя стоимость помогают оценить эффективность менеджмента и согласовать его мотивацию с долгосрочными целями владельца бизнеса.