Меню
Вход
Логин
Пароль
 
сохранить пароль
регистрация

Перспективы использования независимой оценки в определении пожарного риска

Аненкова Л.А., к.э.н., доцент
кафедры криминалистики КрУ МВД России

Пожаром считается неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, что обуславливает необходимость проведения пожарного аудита с одновременным противопожарным и огневым страхованием.

По данным Центра пожарной статистики КТИФ за 6 месяцев 2011 года общая картина пожаров такова: в РФ произошло 82 181 пожаров, при которых погибли 6 572 человека и получили травмы 6 684 человек, прямой материальный ущерб от пожаров составил 5 746 597 000 рублей. Среди причин, вызывающих пожар специалисты центра выделяют:

  • - неосторожное обращение с огнем – 31 641 пожаров, прямой материальный ущерб – 1 073 821 000 рублей;
  • - в т.ч. шалость детей с огнем – 1 469 пожаров, прямой материальный ущерб – 51 324 000 рублей;
  • - нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов – 20 658 пожаров, прямой материальный ущерб – 1 933 895 000 рублей;
  • - неисправность и нарушение правил эксплуатации печного отопления – 13 147 пожаров, прямой материальный ущерб – 639 546 000 рублей;
  • - поджоги – 6 285 пожаров, прямой материальный ущерб – 796 063 000 рублей;
  • - нарушение правил пожарной безопасности при проведении электрогазосварочных работ – 497 пожаров, прямой материальный ущерб – 242 324 000 рублей;
  • - неисправность производственного оборудования, нарушение технологического процесса производства – 303 пожара, прямой материальный ущерб – 251 787 000 рублей;
  • - самовозгорание веществ и материалов – 184 пожара, прямой материальный ущерб – 110 461 000 рублей;
  • - взрывы – 86 пожаров, прямой материальный ущерб – 10 847 000 рублей;
  • - прочие причины пожаров – 8222 пожаров, прямой материальный ущерб – 519 479 000 рублей;
  • - не установленные – 1158 пожаров, прямой материальный ущерб – 168 374 000 рублей.

Структура пострадавших основных объектов выглядит следующим образом:

  • - жилой сектор (жилые дома, общежития, дачи, садовые домики, надворные постройки и т.п.) – 59 634 пожаров, прямой материальный ущерб – 2 625 878 000 рублей;
  • - транспортные средства (морские, речные и воздушные суда и т.д.) – 10 879 пожаров, прямой материальный ущерб – 881 874 000 рублей;
  • - склады, базы и торговые помещения – 2 089 пожаров, прямой материальный ущерб – 610 187 000 рублей;
  • - производственные здания и складские помещения производственных предприятий – 2 034 пожаров, прямой материальный ущерб – 602 420 000 рублей;
  • - административно-общественные здания – 1 649 пожаров, прямой материальный ущерб – 243 782 000 рублей;
  • - сельскохозяйственные объекты – 1 038 пожаров, прямой материальный ущерб – 124 699 000 рублей;
  • - сооружения, установки – 556 пожаров, прямой материальный ущерб – 48 027 000 рублей;
  • - строящиеся объекты – 472 пожаров, прямой материальный ущерб – 179 595 000 рублей;
  • - железнодорожный подвижной состав – 58 пожаров, прямой материальный ущерб – 16 125 000 рублей;
  • - горные выработки, пласты угля и т.д. – 5 пожаров, прямой материальный ущерб – 96 957 000 рублей;
  • - прочие объекты пожаров – 3 767 пожаров, прямой материальный ущерб – 317 053 000 рублей.

В Российской Федерации существуют определенные требования пожарной безопасности, которые определены Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности (ФЗ №123-ФЗ) «Об утверждении форм и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» (Приказ МЧС России от 24.02.2009 №91). Анализ существующих форм обеспечения безопасности в настоящее время свидетельствует о наличии ряда существенных недостатков, так как численность надзорных органов в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не позволяет обеспечить надлежащий уровень надзора за противопожарным состоянием многочисленной армии хозяйствующих субъектов. Одновременно риски и происходящие в планетарном масштабе чрезвычайные ситуации диктуют необходимость активного участия, кроме государственных надзорных структур, страховых организаций, оценщиков и других коммерческих структур в оценке объектов, подлежащих защите.

Все вышеперечисленное определяет необходимость создания апробированной системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, которая способствовала перераспределению ответственности за нанесенные вред и ущерб между государством и организацией, по чье вине они были нанесены. На данный момент существует единственный способ компенсировать подобный ущерб – это получить компенсацию в виде государственной помощи, оказываемой из правительственного резервного фонда, которая гарантируется всем гражданам, в том числе и не имеющим возможности застраховать свое имущество. Главное при реализации концепции подобной реформы в данной сфере – создание условий для страхования юридическими лицами своих рисков в страховых компаниях в соответствии с установленными тарифами и степени опасности. Поджог с точки зрения УК РФ является способом совершения ряда преступлений, наиболее типичными из которых являются убийство, терроризм, диверсия, мошенничество, вымогательство и другие.

Но вместе с тем нельзя забывать, что огневое страхование остается той областью, где мошенничество с использование пожара приносит преступникам ощутимую прибыль. Зарубежный опыт показывает, что мошенничество в страховании с помощью поджогов достаточно развито.

В США криминалистами для конференции, проводимой в марте 2012 года по моделированию динамики пожара и эвакуации людей, был приведен следующий разработанный психологический портрет профессионального наемного поджигателя, так называемого «наемного факела». Это мужчины от 30 до 50 лет психопатического склада, начинающие «поджигательскую» деятельность в возрасте 45-50 лет. Уровень интеллекта у данной категории выше среднего, они очень хитры и изобретательны, благоразумны. Обладают психопатическими, антисоциальными особенностями с присутствием эгоцентризма, лживости, патологической самоуверенности, неженатые или разведенные с импульсивным стилем жизни, склоны делать долги и неумеренные финансовые траты. Осуществляют тщательно спланированный поджог из корыстных побуждений. В России среди лиц, совершающих поджоги, преобладают мужчины в возрасте 30-40 лет со средним образованием, из них около тридцати процентов судимых.

Несмотря на существующие «классические» схемы в страховании с помощью поджога, согласно ГК РФ возникновение пожара в следствие поджога не освобождает страховщика от выплаты страхового возмещения , если не будет доказано , что страховой случай наступил в следствие умысла страхователя или выгодополучателя. Для доказывания данного обстоятельства дела требуется проверить версию возникновения пожара в следствие поджога. Бесспорными доказательствами является обнаружение материальных признаков поджога, которые, в зависимости от элементов информационной модели пожара, насчитывают восемь групп. Страховые компании могут провести независимое расследование. И здесь не обойтись без проведения независимой оценки пожарного риска.

Данная оценка, проводимая заранее, позволит предварительно установить ожидаемые потери от пожара и уровень затрат на противопожарную безопасность, просчитать пожарный риск и разработать стратегию действий по защите объекта от нежелательных возгораний.

Выражаясь математическим языком, цель независимой оценки пожарного риска заключается в установлении отношения возможных потерь к произведению пожарного риска и вероятность того, что возгорание все же произойдет. При этом учитывается большое число факторов, позволяющих установить вероятность пожара. В отечественном законодательстве определение оценки сводится к установлению ожидаемых материальных потерь. Если потери оборудования, техники рассчитать возможно, то людские – гораздо труднее.

Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 года №271. Одним из нововведений ФЗ от 22.07.08 №123-ФЗ стало применение формы оценки, которая является альтернативной государственному пожарному надзору МЧС России (ГПН). Теперь собственник объекта сам вправе выбирать форму оценивания, что, несомненно, позволит выбрать наиболее выгодные и эффективные способы защиты без затрат впустую.

Литература

1. Судебная пожарно-техническая экспертиза: Пособие для экспертов, следователей, судей. Ч.1, 2.-Москва:ВНИИСЭ, 2012

2. Мегорский Б.В.Методика установления причин пожаров.- Москва; Стройиздат, 1966

3. Зернов С.И.Задачи пожарно-технической экспертизы и методы их решения: Учебное пособие. – Москва: ГУ ЭКЦ МВД России, 2001

4. expert-kriminalist.ru

5. sud-expertiza.ru

6. https://www.sfpatlanta.org