Меню
Вход
Логин
Пароль
 
сохранить пароль
регистрация

Основные направления реализации механизма инвестирования рынка энергосберегающих технологий с участием государства

Л.А. Аненкова
З.И. Хисамова

Сегодня, в условиях финансового и энергетического кризиса, а также неудержимого роста тарифов, перед каждым руководителем особенно остро стоят два вопроса: повышение производительности труда и снижение себестоимости выпускаемой продукции. Отсюда должно расти понимание важности эффективного использования энергии для устойчивого развития предприятия. Известно, что основным объектом приложения инноваций во всем мире являются энергосберегающие технологии. Особенностью энергосберегающих проектов является их потенциально высокая рентабельность. Расчеты показывают, что один рубль, вложенный в энергосбережение, приносит от 3 до 5 рублей дохода.

Особую важность в повышении энергоэффективности для страны в целом диктует высокий уровень энергоемкости нашей экономики. На сегодняшний день энергоемкость ВВП РФ в среднем в 2-3 раза выше мирового уровня. И основными причинами этого помимо износа основных фондов, также являются природно-климатические условия, большая протяженность транспортных потоков, наличие значительной части устаревшего оборудования и т.д. На фоне глобальной конкуренции решение задач по укреплению статуса нашей страны, как мировой энергетической державы, требует в том числе кардинальный рост энергоэффективности использования ресурсов. Существующий технологический потенциал позволяет ожидать, что мы сможем за счет внедрения энергэффективных технологий сэкономить порядка 350-400 миллионов, что сейчас составляет примерно половину текущего потребления энергетических ресурсов.

Десятилетия неэффективного использования энергетических ресурсов создали в России огромный неиспользованный потенциал энергосбережения, достигающий по разным оценкам, от 30 до 45 % всего текущего объема потребления энергии в стране. Причем, в основном он сосредоточен так: в ТЭК – 33 %, в промышленности – 32 %, в ЖКХ- 26 %. Следует также иметь в виду, что в связи с отсутствием четкой законодательной базы и не отлаженностью финансовых рычагов взаимодействия, российские производители, особенно, тепловой энергии, как правило, все еще совершено не заинтересованы в экономии энергетических ресурсов у потребителя1.

Для реализации сложившегося потенциала нужна активная энергосберегающая политика и механизмы экономического стимулирования процесса энергосбережения.

Основной проблемой, по-прежнему остается отсутствие достаточного финансирования. Внедрение энергосберегающих технологий достаточно продуктивно как в долгосрочном, так и краткосрочном плане. Для регионов выгодно, в условиях недостатка генерирующих мощностей, в ближайшие годы вкладывать бюджетные средства в малозатратные и быстроокупаемые энергосберегающие проекты и мероприятия, поскольку затраты на их реализацию значительно меньше, чем на создание новых генерирующих мощностей. Для предприятий выгодно, в условиях постоянно повышающихся цен на энергоносители, сохранять конкурентно способный уровень себестоимости выпускаемой продукции. Энергоэффективность уменьшает текущие затраты, высвобождает средства для капитальных вложений, снижает затраты для потребителей и сберегает деньги в большем объеме и более быстро, чем любые другие мероприятия.

1 Маркарьян Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности:/ Э.А. Маркарьян, Г.Н. Герамисов//Ростов на Дону, 2005, 231с.

Большую роль в содействии формирования рынка энергоэффективных технологий играет государство, в лице правительства нашей страны, которое приняло соответствующие инвестиционные проекты, реализация которых стимулировалась введением энергетических субсидий и субвенций 2. Так, в конце 2011 года в рамках Федеральной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» было выделено 5,1 млрд. рублей из федерального бюджета на софинансирование мероприятий, включенных в программы энергосбережения субъектов РФ. В основном федеральное софинансирование было направлено регионами на организацию и проведение энергоаудитов объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, установку приборов учета, внедрение энергосберегающих технологий и оборудования, создание собственных систем энергоресурсов, обучение и переподготовку специалистов области энергосбережения и энергоэффективности. В текущем 2012 году объем финансирования государственной программы по предоставлению средств в регионы незначительно увеличен3.

2 Эффективность данного рода мероприятий подтверждает мировым примером Дании, которая, не имея своих природных энергоресурсов, стала страной с высочайшей энергоэффективной экономикой.

3 Пресс-служба Минэнерго России ФГАУ «Современные коммуникации топливно-энергетического комплекса»// URL: www.minenergo.gov.ru//

Оценка эффективности использования бюджетных средств и соблюдения условий их предоставления производится на основе специально разработанных стратегических показателей. Механизм возврата этих средств отражен в постановлении № 746 правительства РФ, которое устанавливает основные правила предоставлений субсидий регионам. Согласно постановлению в случае неизрасходования предоставленных федеральным бюджетом средств в полном объеме до определенного срока, они подлежат возврату в федеральный бюджет, и возвращаются в министерство энергетики. В первом квартале 2012 года Минэнерго по согласованию с министерством финансов перечислило указанные средства в региональный бюджет с учетом подтверждения необходимости этого перечисления.

Также следует учитывать, что сам термин «субсидия» из федерального бюджета предполагает софинансирование мероприятий региональных программ. При этом одним из важных критериев при заключении соглашений, и который, в последствии, будет достаточно жестко контролироваться, это выполнение региональным бюджетом своих обязательств по софинансированию программ по энергосбережению. Все регионы Российской Федерации к настоящему моменту утвердили свои региональные программы, и уже ведется активная работа по созданию муниципальных программ по улучшению энергоэффективности.

К сожалению, на сегодняшний день регионы, которые, услышав, что уже вышло соответствующее распоряжение правительства о том, что им предоставлена региональная субсидия из федерального бюджета, обнуляет финансирование своих региональных программ. Так вот - если обнулена региональная программа, то и федеральных денег не будет. В текущем году планируется пересмотр критериев отбора субъектов для предоставления субсидий, будут оцениваться уже реально выполненные в рамках региональных программ мероприятия, и субсидии получат регионы, наиболее успешно реализующие свои программы. Таким образом, на стадии отбора регионов для получения субсидий уже создались конкурентные условия и для самих регионов, и для региональных программах по энергосбережению. При этом основным направлением в реализации энергосберегающий мероприятий в регионах являются мероприятия так называемого прединвестиционного цикла, которые должны дать толчок к существенному снижению энергоемкости ВВП регионов. К числу таких мероприятий относятся: проведение энергетических обследований, установление узлов учета, разработка проектно-сметной документации. Вместе с теми средствами, которые заложены в региональные бюджеты, и с теми, которые включены в региональные программы в качестве внебюджетных источников, общий объем финансирования на реализацию региональных программ в 2011 году составил более 12 миллиардов рублей.

Отдельным блоком стоит упоминавшаяся деятельность по энергетическому обследованию. Ключевым аспектом работы по повышению энергетической эффективности в стране стало принятие Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 23.11. 2009 г, который должен был внести существенные коррективы в данную сферу. С тех пор прошло уже три года, а значит уже можно подвести какие-то итоги и понять, в каком направлении необходимо совершенствовать имеющуюся нормативную базу. За это время в нашей стране формально сформировался институт саморегулирования в сфере энергетических обследований, были разработаны стандарты и правила профессиональной деятельности в данной сфере, накоплен значительный практический опыт в проведении энергетических обследований и функционирования системы энергетического аудита. На сегодняшний день в государственном реестре министерства энергетики РФ зарегистрировано 134 СРО в области энергетических обследований (в них входит порядка 7 тысяч организаций, проводящих энергетические обследования, около 17 тысяч аудиторов). По данным заместителя директора Департамента энергоэффективности Алексея Лапина, в министерство энергетики поступило около 8-ми тысяч энергопаспортов, что весьма мало при таком количестве СРО и аудиторов, притом, что зарегистрировано было всего 800 энергетических паспортов, а оставшиеся были возвращены на доработку. Стоит напомнить, что согласно экспертным оценкам, количество объектов, которые подлежат обязательным энергетическим исследованиям до конца этого года составляет порядка 500 тысяч.

Практика, которая существует на сегодняшний день, показывает, что эти механизмы далеко несовершенны. Немаловажную роль в этом процессе играет энергоаудит или энергетическое обследование предприятий и организаций, которое предполагает оценку всех аспектов деятельности предприятия, которые связаны с затратами на топливо, энергию различных видов, воду и некоторые энергоносители, сжатый воздух и т.д. Необходимость и целесообразность проведения энергоаудита очевидна. Экономия достигается путем выявления и устранения недопустимых потерь энергии, внедрения более экономичных схем и процессов, адаптирующихся к меняющимся условиям работы, использования постоянно действующей системы учета расхода и анализа энергопотребления, позволяющих постоянно контролировать эффективность использования энергоресурсов, а также системы организационных и экономических мер, стимулирующих экономию ТЭК. По результатам энергетического обследования составляется отчет и энергетический паспорт, в которых отражаются предложения, носящие рекомендательный характер с технико-экономическими обоснованиями и, которые являются отправной точкой для формирования программ энергосбережения, плановых документов - проектов практических работ по реализации мероприятий.

Одной из актуальных проблем в сфере энергоаудита представляется деятельность самих саморегулируемых организаций в сфере энергетических обследований. Так, законом установлен набор документов для некоммерческого партнерства в составе пакета при подаче заявления на регистрацию в качестве СРО в области энергетических обследований. Существует и определенный набор правил, стандартов, которые обязательно должны быть у саморегулируемой организации. Регистрирующий орган проверяет только наличие этих документов, но не проверяет их суть. Министерство энергетики РФ также не наделено такими полномочиями. Напомним, что Минэнерго является федеральным органом исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики в сфере повышения энергоэффективности и энергосбережения, а также в сфере проведения энергетического обследования и обладает полномочиями по контролю за действием СРО4. В компетенции министерства входит и установление требований к энергетическому паспорту5. Поэтому на сегодняшний день большинство правил, существующих для СРО, носят чисто формальный характер6. Но, принимая во внимание сложность и достаточно высокую стоимость энергоаудита, необходимость и полезность его проведения не всегда очевидны для руководства обследуемого предприятия. Часто случается, что энергоаудит является тем инициирующим фактором, который побуждает специалистов предприятия по новому посмотреть на сложившуюся ситуацию в области энергопользования, начать работы по внедрению более эффективных методов энергоснабжения. Из опыта проведения энергоаудитов можно сказать, что на сбор исходной информации, её анализ, расчет и составление балансов энергопотребления, проведение расчетов технико-экономического обоснования предлагаемых мероприятий уходит несколько месяцев. Вызывает сомнение, что кто-то из главных инженеров или главных энергетиков предприятий может изыскать столько времени на проведение подобных работ, плюс ко всему, защитить их в экспертизе.

4 Предусмотрено приказом№650 «Об утверждении порядка проведения МинЭнерго РФ плановых и внеплановых проверок саморегулируемых организаций в области энергетического обследования» от 30 декабря 2011 года.

5 Приказы Минэнерго РФ № 182 и № 577.

6 Федеральными органами не установлены какие-то минимальные требования, которые регламентировали бы те правила и стандарты в области энергетических обследований, которые разрабатывают сами СРО. Полномочий на установление этих правила у Департамента энергоэффективности, модернизации и развития ТЭК при Минэнерго РФ нет; на федеральном уровне отсутствует методическое обеспечение энергетических обследований. В том числе на те виды работ, которые проводятся при обязательном энергетическом обследовании. Это в свою очередь не позволяет сформировать принципы ценообразования.

Практика показывает, что 5-10% энергосберегающих мероприятий практически не требуют вложений финансовых средств, 65-70% - относительно малозатратные мероприятия со сроком окупаемости от 1,0 до 1,5 лет и лишь 15 - 20% требует капитальных затрат со сроком окупаемости до 3-4 лет и более.

Достаточно часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда руководство предприятия открыто заявляет, что ему не нужно само обследование, а нужен только энергетический паспорт предприятия. Считаем, что это позиция «наёмников» и «временщиков». С другой стороны можно понять и руководство предприятий, когда оно сталкивается с энергоаудиторскими организациями, которые предлагают только типовые энергосберегающие мероприятия, не вникая в суть технологических процессов на предприятии7.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что современные условия хозяйствования обладают огромным потенциалом для развития рынка энергоэффективных услуг. Экономика России нуждается в эффективном использовании энергоресурсов уже сейчас, а, следовательно, и в увеличении компаний проводящих энергоаудит и улучшении качества, проводимых ими работ. В том числе и в установлении минимальных требований к правилам и стандартам СРО, к квалификации энергоаудиторов.

Россия нуждается в инвестициях в энергоэффективность больше, чем она нуждается в инвестициях в энергетику. И государственное регулирование в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности играет в данном процессе ключевую роль. Предполагаем, что внесенная Минэнерго на рассмотрение Правительством программа по энергоэффективности ТЭК, в рамках которой планируется реализовывать значительный комплекс мер по разработке основных правовых актов для государственного регулирования и реализации механизмов энергосбережения, сыграет в этом немаловажную роль.

7 Это другая проблема - энергоаудиторские компании - «однодневки», которые практически за 1 день и 1000 рублей берутся оформить энергетический паспорт. Объектом, к примеру, может являться школа, а сам энергоаудитор на объект выходить не будет. Решению данной проблемы, на наш взгляд, может способствовать формирование минимального набора проводимых работ, с заложенным в них определенным принципом ценообразования, таким образом, такие фирмы- «однодневки» будут убраны с рынка энергоаудита.