Меню
Вход
Логин
Пароль
 
сохранить пароль
регистрация

«Рассчитывать инвестпроекты нужно с нуля, в шаблонах часто кроются ошибки»

ФИНАНСОВЫЙ ДИРЕКТОР
№7-8(118), июль-август 2012

В конце мая в Школе финансового директора прошло видеозанятие на тему «Критерии и правила оценки инвестиционных решений». О нюансах построения модели инвестиционного проекта, особенностях формирования денежных потоков, структуре и стоимости капитала слушателям рассказал Валерий Темкин, доцент Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС.

В продолжение темы, касающейся инвестиционных проектов, предлагаем вашему вниманию интервью, которое Валерий Темкин провел с практиком. Его собеседник Владимир Романец занимает должность директора по корпоративному финансированию компании «Химки Групп». Это девелоперская компания, и значительная составляющая в работе финансового директора - привлечение средств инвесторов и банков-кредиторов на реализацию проектов. Кстати, до прихода в девелопмент Владимир Романец «играл за команду соперника», занимаясь корпоративным кредитованием в одном из крупнейших банков.

- Владимир, вы опытный финансист. Как менялись ваши подходы к оценке инвестиционных проектов?

- Во времена становления отечественного бизнеса, то есть в 1990-е годы, мало кто представлял, как строятся денежные потоки, как оцениваются инвестпроекты. Тогда управление финансами сводилось к расчетам на сегодняшний и завтрашний дни. Не было серьезного системного планирования, все сводилось к удовлетворению текущих потребностей. И о каких горизонтах планирования можно было вести речь при ставке рефинансирования 240 процентов годовых?! Сейчас все иначе - финансисты работают с различными моделями, адаптированными и к российским условиям, и к конкретным отраслям.

Многие финансисты, в том числе и я, до недавнего времени пользовались устаревшими методиками оценки инвестиционных проектов, когда расчеты по заемному финансированию не анализировались отдельно от остального денежного потока и недооценивался эффект налогового щита. Кроме того, я убедился в ограниченных возможностях методики, основанной на расчете WACC (Weighted Average Cost Of Capital, средневзвешенная стоимость капитала). Многие финансисты с ней знакомы, но далеко не каждый знает модельное предположение, на котором она строится. Заключается оно в относительной неизменности финансового рычага. Таким образом, применять методику можно только для небольших и типичных проектов компании. А, к примеру, в девелопменте, где я сейчас работаю, метод WACC не подходит.

Кроме того, я на практике убедился в том, что не стоит без оглядки прибегать к готовым решениям. В шаблонах, даже если ими пользовались не один раз, могут скрываться критические ошибки. А значит, полезно делать расчеты инвестиционных проектов своими руками и с нуля (я, например, использую Excel). Но методы вычисления и формулы отнюдь не единственное, что должно заботить финансового директора при разработке проекта. Его зона ответственности не ограничивается исключительно расчетами, он должен контролировать еще и стратегию, маркетинг, производство, логистику, прочие сферы. И, наконец, он несет ответственность за подготовку информации для тех, кто принимает решение о финансировании. До прихода в девелоперский бизнес я, можно сказать, был по ту сторону баррикад - работал в подразделении банка, анализирующем инвестиционные проекты. В моей практике нередко бывали ситуации, когда на переговоры о финансировании приходили сразу генеральный и финансовый директора, начальник производственного отдела, руководитель отдела продаж. Они в несколько голосов доказывали, что презентуемый проект прибылен, его риски минимальны и т.д. Но это не лучший вариант - интересы компании должен представлять один компетентный человек, который сможет ответить на ключевые вопросы, и более всех на эту роль подходит именно финансовый директор.

- Расскажите о вашем опыте расчета ставки дисконтирования для инвестпроектов.

- Мысль о том, что ценность денег во времени снижается, и это не простая инфляция, понятна всем. А вот то, что ставка дисконтирования должна коррелировать с теми рисками, которые несет в себе проект, обычно до конца не осознается. В банковской практике ставка, как правило, определяется в зависимости от срока, а не от конкретного инвестпроекта. Но, на мой взгляд, в ставку дисконтирования должна быть заложена оценка рисков по отрасли и конкретному проекту.

- Чем отличается подача информации об инвестпроекте для банка и для акционера?

- Это две совершенно разные задачи. Акционер - это человек, принимающий решения, он вряд ли станет изучать многостраничный труд своего финансиста. Ему не обязательно рассказывать детали, о которых он и так прекрасно осведомлен. Для него, полагаю, будет достаточно одной-двух страниц описания. Банку же придется предоставить значительный объем информации. Причем она должна быть изложена предельно доступно, в отдельных аспектах даже начиная с азов - что и как делается, в какой именно отрасли. Сведения должны быть исчерпывающими для принятия решений. Так что методы подачи информации в этих случаях абсолютно разные.

- Взаимодействовать с банками легче, чем с акционерами?

- Речь идет не об абстрактных акционерах, а о конкретных людях. Например, в моем случае с владельцем компании сотрудничать легче, нежели с банкирами. С кредитными организациями работа более трудоемкая, но я знаком с их кухней изнутри, поэтому с пониманием отношусь к выдвигаемым требованиям. В то же время зачастую запрашивается явно избыточный объем информации. А некоторые меры, предпринимаемые банками для снижения собственных рисков, идут вразрез со здравым смыслом.

- По каким критериям оценивается бизнес-план?

- Банкиры смотрят и на финансовые показатели, и на качество документального оформления проекта. Если, например, девелоперская компания обращается в банк после того, как получила всю разрешительную документацию на строительство, выбрала подрядную организацию, заключила с ней договор, тогда риски работы по проекту кредитор, вероятно, оценит значительно ниже. И это отразится на ставке. Между тем провести тендер между подрядчиками на несколько месяцев раньше планируемого срока для компании не проблема, это лишь вопрос подготовки документации. Однако не все финансисты и их руководство знают, что заранее проведенный конкурс и четко определенные условия работы с конкретным подрядчиком могут снизить ставку по кредиту. И уже задача банка заранее обозначить «правила игры».

Часто люди, которые приходят в банк за кредитом, считают, что основное - это залог и только под него дадут кредит. Они не понимают, что смысл банковской деятельности в другом - финансировании проектов, часть прибыли от которых будет направляться на погашение кредита и выплату процентов. Если проект такого результата не дает, то кредитование превращается в сделку купли-продажи предмета залога с отсрочкой исполнения обязательств. А это не банковский бизнес. До того, как я пришел в «Химки Групп», я работал в Сбербанке, и в моей практике был яркий кейс о том, как неграмотное управление финансами обанкротило компанию.

- Какие ошибки привели к столь плачевному исходу, почему их не разглядели сразу?

- Банковские кредитные аналитики работают таким образом, что проект с серьезными ошибками попросту не пройдет. Вопрос был в другом. Речь шла о пренебрежительном отношении владельца бизнеса к финансовым последствиям своей деятельности. Бизнесмен в подмосковном городе создал сеть магазинов, потом открыл ресторан и небольшой торговый центр. В какой-то момент он решил построить гипермаркет на заемные средства. Проблема в том, что он сам занимался и строительством, и развитием торговой сети. Ему требовалось финансирование сразу для двух направлений. При этом он легкомысленно относился к бесконтрольному росту кредитной нагрузки и расходов на обслуживание долга. Все новые заимствования совершал втайне от банка, без должной оценки, в надежде на лучшее. Он до последнего не понимал, в какую яму загоняет компанию, а финансист, вероятно, не смог ему этого объяснить. В итоге бизнес прогорел.

- Как бывший банкир, расскажите, пожалуйста, какие ошибки чаще всего совершают финансисты, представляя инвестпроект банку.

- Есть одна большая ошибка, которая в итоге порождает легенды о недоступности банковского финансирования и о том, что специалисту, знающему, как получить кредит, положена повышенная зарплата. Она заключается в том, что люди пытаются подать информацию в том виде, в котором это удобно им. Они приносят готовые планы, даже не поинтересовавшись, что от них хотел бы получить предоставляющий средства банк.